Мы не даём пустых обещаний! Мы делаем свою работу качественно и результативно!  

Отзыв на проект закона о внесении изменений в уголовный кодекс

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
от 15 марта 2005 г. N 740п-П4

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект Федерального закона.
Законопроект предусматривает значительное смягчение уголовной ответственности за преступление, предусмотренное частью первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также предлагает новую редакцию статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК) и дополнение главы 24 УК статьей 205.2, устанавливающей ответственность за незаконное перемещение через границу Российской Федерации запрещенных либо ограниченных в обороте предметов и веществ. Кроме того, предусмотрено внесение соответствующего дополнения в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК).
Предлагая смягчить ответственность за контрабанду и приводя в пример более либеральное законодательство развитых стран, авторы законопроекта указывают в пояснительной записке, что в таких странах контрабанда товаров влечет только административную ответственность. Однако данный довод опровергается нормами законов большинства развитых государств. Например, во Франции любая контрабанда влечет лишение свободы до 3 лет (статья 414 Таможенного кодекса Франции), в ФРГ - до 5 лет (Федеральное положение о налогах) и считается тяжким преступлением, в США - до 5 лет и также относится к категории тяжких преступлений (фелония).
В качестве дополнительного аргумента в пользу смягчения ответственности за контрабанду разработчики упоминают отмену Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" примечания к статье 188 УК, определяющего крупный размер контрабанды, что интерпретируется ими как либерализация нормативного регулирования. Вместе с тем необходимо учитывать, что описанное изменение носило характер структурной корректировки, и тем же Федеральным законом критерии определения крупного размера контрабанды включены в статью 169 УК.
Изменение части второй статьи 188 УК и включение в УК статьи 205.2 авторы обосновывают тем, что деяние, описанное в части второй статьи 188 УК, должно рассматриваться исключительно в качестве преступления террористического характера.
Такой подход представляется недостаточно обоснованным. К преступлениям террористического характера могут быть отнесены деяния, прямо способствующие достижению террористических целей. При этом следует учитывать социально-политическую направленность террористической акции, стремление к устрашению населения, оказанию воздействия на принятие решений органами власти и т.д. Подобным образом террористический характер деяния понимается как в действующем УК, так и в Федеральном законе от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом".
Незаконное же перемещение указанных в предусмотренной проектом статье 205.2 УК предметов и веществ может совершаться и в большинстве случаев совершается без террористических целей, например, в целях наживы. Таким образом, основным объектом данного преступления является не общественная безопасность, а установленный законодательством порядок правоотношений в сфере внешней торговли.
В целях смягчения ответственности за контрабанду разработчики также предлагают исключить наказание в виде лишения свободы из санкции части первой статьи 188 УК, снизить минимальный срок лишения свободы за контрабанду стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей до 2 месяцев лишения свободы вместо 3 лет (в редакции действующей статьи). Кроме того, законопроект исключает уголовную ответственность за совершение контрабанды товаров организованной группой (преступление, которое относится в настоящее время к категории особо тяжких, с возможным применением наказания в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет).
Предлагая указанные изменения, авторы ссылаются на закрепленные в УК принципы гуманизма и справедливости . Такое обоснование представляется спорным, поскольку контрабанда несет существенную угрозу общественным интересам, защищаемым законом, наносит огромный ущерб экономике, создает опасность для потребителей товаров, ввезенных помимо государственного контроля. При этом данное преступление совершается только с прямым умыслом и, как правило, после серьезной подготовки. Принцип же гуманизма в соответствии со статьей 7 УК означает, что наказание не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства, принцип справедливости означает, что наказание должно соответствовать степени общественной опасности преступления (статья 6 УК). Таким образом, противоречие, которое авторы усматривают между мерой ответственности, предусмотренной за контрабанду, и установленными УК принципами уголовного права, отсутствует.
Следует также учитывать, что на практике в подавляющем большинстве случаев крупные контрабандные поставки выявляются после того, как контрабандные товары попадают в оборот. Зачастую подобные операции совершаются фирмами-однодневками. Подобные условия исключают возможность изъятия незаконно перемещенных товаров. В связи с изложенным контрабандная поставка, приносящая преступникам доход свыше пятисот тысяч рублей, становится экономически выгодной вне зависимости от привлечения к уголовной ответственности, что при ограничении ответственности за контрабанду штрафом может не только создать крайне благоприятные условия для резкого роста объемов контрабанды, но и напрямую стимулировать такой рост.
Необходимо также отметить, что законопроект содержит ряд юридических неточностей. Например, в части четвертой статьи 188 УК в редакции законопроекта перепутаны виды наказания: в то время как лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью сроком до 5 лет - наказание основное, до 3 лет - только дополнительное. В статье 205.2, предусмотренной законопроектом, имеется неоправданное отождествление понятий "таможенная граница " и "государственная граница".
С учетом изложенного Правительство Российской Федерации законопроект в представленной редакции не поддерживает.

 

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации
А.ЖУКОВ

Похожие статьи:

--Корневой раздел--Проблемы определения понятии - контрабанда, таможенная граница после создания таможенного союза

--Корневой раздел--Юридическая консультация таможенная ревизия

--Корневой раздел--РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

--Корневой раздел--Стадии производства по жалобам в таможенных органах

СтатьиПриговор с переквалификацией - адвокат Шеметов

Сюжеты, выступления, комментарии в телепередачах, на радио, членов Московской коллегии адвокатов "Шеметов и партнеры"

Свежие статьи
Как вести себя в случае задержания на митинге, другом массовом мероприятии

Что делать, если Вас задерживают на митинге, другом массовом мероприятии.

далее
Брачный договор, обязательно ли выполнять?

Все условия брачного договора могут быть выгодны сторонам, а главное законны? Ответ на этот вопрос Вы найдете в данной статье.

далее
Раздел совместно нажитого имущества

Юридическая помощь членов коллегии в вопросах раздела совместно нажитого имущества.

далее
Взыскание алиментов

Квалифицированная юридическая помощь в вопросах взыскания алиментов

далее
все статьи

 
 
 

 

Внимание!!! Полное, либо частичное копирование материалов сайта разрешено только при установлении гиперссылки на www.shemetov.ru и по согласованию с администрацией!

Поиск по сайту
Полезное
Посоветовать друзьям
Статистика
Записаться на консультацию