Мы не даём пустых обещаний! Мы делаем свою работу качественно и результативно!  

Пояснительная записка к проекту ФЗ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Данным законопроектом вносятся изменения в статью 188 и вводится дополнительно статья 226.1 в Уголовный кодекс Российской Федерации. Кроме того, вносятся дополнения в статьи 151 и 157 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующие вопросы подследственности по соответствующим категориям преступлений.

Реформа политической системы общества обусловила и реформу законодательной базы государства. Не осталась без внимания законодателя и сфера действия уголовного права. Федеральный закон от 01.07.1994 N 10 "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" привнес в уголовное законодательство положительные новшества, присущие демократическому обществу. Одним из существенных изменений явилась реализация взглядов законодателя на положения уголовного закона, касающиеся такого преступления, как контрабанда.
Так, Уголовный кодекс РСФСР содержал статью, предусматривающую ответственность за контрабанду (статья 78 Уголовного кодекса РСФСР). Санкция части первой указанной статьи предусматривала наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 10 лет. При этом под контрабандой понималось как незаконное перемещение товаров или иных ценностей через государственную границу СССР, так и перемещение взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, оружия, боеприпасов и воинского снаряжения.
Федеральный закон от 01.07.1994 N 10 "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" изменил положения статьи 78 Уголовного кодекса РСФСР, в результате чего под контрабандой стало пониматься перемещение предметов, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации.
Перемещение в крупных размерах через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, в отношении которых не установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, законодатель включил в статью 169.1 Уголовного кодекса РСФСР ("Нарушение таможенного законодательства Российской Федерации"). При этом санкция статьи была снижена до максимального срока наказания в виде пяти лет лишения свободы.
В результате указанных изменений статья 78 оставалась в первой главе Уголовного кодекса РСФСР - "Особо опасные государственные преступления", а статья 169.1 была включена в главу о хозяйственных преступлениях.
Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 года вновь объединил в одной статье два самостоятельных состава преступления (статья 188).
Состав преступления, предусмотренный частью 1 статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, относится к категории экономических преступлений, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть поставлены в один ряд с преступлениями против личности, общественной безопасности, мира и безопасности человека, к каковым может быть отнесено преступление, предусмотренное частью 2 статьи 188.
По существу, действующая редакция статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации содержит два самостоятельных состава преступления, посягающие на разные общественные отношения: контрабанда товаров и иных предметов (часть 1) - на общественные отношения в сфере экономической деятельности и незаконное перемещение через государственную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, отравляющих веществ и других предметов, в отношении которых предусмотрены специальные правила (часть 2), - против общественной безопасности.
Структура Уголовного кодекса РФ предполагает строгую дифференциацию уголовной ответственности в зависимости от объекта посягательства. В этой связи преступления, предусмотренные одной статьей Уголовного кодекса РФ, не могут посягать на разные объекты. Поэтому часть 1 и часть 2 статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации целесообразно разделить.
Кроме того, следует обратить особое внимание на тот факт, что в настоящий момент части 3 и 4 статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации юридически уравнивают два различных по своей общественной опасности состава преступления, устанавливая за их совершение одинаковую меру ответственности.
В результате изменений 08.12.2003 санкция части 1 статьи 188 наравне с лишением свободы дополнена новым видом наказания - штрафом.
Штраф - наиболее адекватная мера наказания за преступление, предусмотренное частью 1 статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Положительным чертами штрафа как вида наказания являются:
а) воздействие на преступника без применения к нему чрезвычайных и строгих мер, к каковым относится, например, лишение свободы;
б) отсутствие необходимости в специальной исполнительной системе, в отличие, например, от исполнения наказания в виде лишения свободы;
в) пополнение государственного бюджета.
В этой связи необходимо обратить внимание и на ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как диспозиции ч. 1 статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одинаковы по своему смыслу и объекту регулирования. Схожесть диспозиций создает почву для возможных злоупотреблений.
Предмет правонарушения, содержащийся в вышеуказанных статьях, одинаков - товары, не ограниченные в свободном обороте, в отношении которых не предусмотрены специальные правила пересечения таможенной границы Российской Федерации.
Поэтому избрание такой меры наказания, как штраф, представляется наиболее целесообразным за преступления в сфере экономики, так как при этом учитываются интересы государства по возмещению причиненного ущерба.
Среди преступлений, посягающих на общественную безопасность, особое место занимают преступления, связанные с нарушением правил перевозки взрывчатых веществ, незаконным обращением с ядерными материалами и радиоактивными веществами, незаконным приобретением, хранением и перевозкой оружия и боеприпасов. Практика показывает, что не меньшую угрозу представляют не только сами эти преступления, но и действия, направленные на приобретение и распоряжение указанными предметами и материалами.
Совершенно очевидно, что к таким действиям относится незаконное перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники.
Подобные действия образуют составы преступлений, уголовная ответственность за которые предусмотрена частями 2, 3 и 4 действующей статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем эти преступления по большей части являются тяжкими и особо тяжкими, направлены против общественной безопасности. То, что их составы отнесены к главе 22 "Преступления в сфере экономической деятельности", образует коллизию, представляется неверным и может формировать неправильную правоприменительную практику.
С учетом изложенного выше предлагается:
1. Дополнить главу 24 "Преступления против общественной безопасности" статьей 226.1 "Незаконное перемещение через таможенную границу Российской Федерации запрещенных либо ограниченных к обороту предметов и веществ".
2. Внести соответствующие изменения в статью 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, исключив из нее указанные составы.
3. Внести соответствующие изменения в статьи 151 и 157 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, касающиеся вопросов подследственности преступлений.
На законопроект поступил официальный отзыв Правительства Российской Федерации. Законопроект доработан с учетом содержащихся в названном отзыве замечаний.






ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Проект Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не предусматривает расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.






ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ
ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ
ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не требуется признания утратившими силу, приостановления, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.

 

Сюжеты, выступления, комментарии в телепередачах, на радио, членов Московской коллегии адвокатов "Шеметов и партнеры"

Свежие статьи
Как вести себя в случае задержания на митинге, другом массовом мероприятии

Что делать, если Вас задерживают на митинге, другом массовом мероприятии.

далее
Брачный договор, обязательно ли выполнять?

Все условия брачного договора могут быть выгодны сторонам, а главное законны? Ответ на этот вопрос Вы найдете в данной статье.

далее
Раздел совместно нажитого имущества

Юридическая помощь членов коллегии в вопросах раздела совместно нажитого имущества.

далее
Взыскание алиментов

Квалифицированная юридическая помощь в вопросах взыскания алиментов

далее
все статьи

 
 
 

 

Внимание!!! Полное, либо частичное копирование материалов сайта разрешено только при установлении гиперссылки на www.shemetov.ru и по согласованию с администрацией!

Поиск по сайту
Полезное
Посоветовать друзьям
Статистика
Записаться на консультацию