Проект пленума верховного суда о контрабанде
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА
№
г. Москва
от ............2004 г.
О судебной практике по делам о контрабанде
В связи с вопросами, возникшими в судебной практике при рассмотрении уголовных дел о контрабанде, Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляетдать судам следующие разъяснения:
1. В отличие от правонарушений в области таможенного дела, наказуемых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, уголовная ответственность за контрабанду наступает при наличии следующих признаков: когда товары и иные предметы незаконно перемещаются лицом через таможенную границу Российской Федерации в крупном размере либо при незаконном перемещении предметов контрабанды, перечисленных в части 2 статьи 188 УК РФ.
Согласно примечанию к статье 169 УК РФ крупным размером контрабанды признается стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей.
Предметом контрабанды являются российские и иностранные товары (подпункты 1–3 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации), то есть любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, в том числе денежные средства, валютные ценности, ценные бумаги, электрическая и другие виды энергии, отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства (часть 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также иные, не имеющие товарной цены, предметы, денежная оценка (стоимость) которых может быть осуществлена (установлена) на основании заключения эксперта (в частности, антикварные вещи, изъятые из обращения денежные знаки, если указанные предметы контрабанды не относятся к категории культурных ценностей, лом изделий из драгоценных металлов, другие предметы, изъятые из свободного обращения).
2. Таможенной границей Российской Федерации являются пределы её таможенной территории, а также пределы территорий, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 2 Таможенного кодекса Российской Федерации. Единую таможенную территорию Российской Федерации составляет её государственная территория (статья 1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. №4730-1 «О государственной границе Российской Федерации»), включая находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и её континентальном шельфе искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с федеральным законодательством.
Перемещение через таможенную границу товаров и иных предметов заключается в совершении действий по их ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или иных предметов любым способом.
3. В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации, под ввозом товаров или иных предметов на таможенную территорию Российской Федерации следует понимать фактическое пересечение товарами или иными предметами таможенной границы и все последующие действия, предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации с указанными товарами и предметами до их выпуска таможенными органами. Поэтому, если контрабанда осуществляется путем незаконного ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров или иных предметов, преступление следует считать оконченным с момента фактического пересечения товарами или иными предметами таможенной границы Российской Федерации.
Кроме того, судам надлежит принимать во внимание положения статьи 14, частей 1 и 2 статьи 69 Таможенного кодекса Российской Федерации, исходя из которых, после пересечения таможенной границы перевозчик обязан доставить ввезенные им товары в пункт пропуска или иные установленные места прибытия и предъявить их таможенному органу для проведения таможенного контроля и таможенного оформления.
В связи с этим контрабандой следует считать также действия, направленные на ввоз в крупном размере на таможенную территорию Российской Федерации товаров или иных предметов, которые имели место после фактического пересечения таможенной границы Российской Федерации, если такие действия по ввозу товаров были совершены с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжены с недекларированием или недостоверным декларированием (например, недоставка товара для прохождения таможенного контроля в пункте прибытия, определенном таможенным органом отправления в качестве места доставки ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации товара.).
4. По смыслу подпунктов 7 и 9 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации перемещением через таможенную границу Российской Федерации при вывозе товаров и транспортных средств признается подача таможенной декларации или совершение иных указанных в законе действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и транспортных средств, а также всех последующих предусмотренных Таможенным Кодексом Российской Федерации действий с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.
Учитывая это, действия лица, направленные на вывоз предметов контрабанды с таможенной территории Российской Федерации, следует считать оконченным преступлением с момента подачи таможенной декларации или с момента совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров или иных предметов (вход (въезд) физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля и иных действий, указанных во втором абзаце подпункта 9 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации).
5. Перемещение товаров или иных предметов помимо таможенного контроля заключается в совершении любых действий по их ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории вне пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации или иных мест нахождения таможенных органов (таможен, таможенных постов) либо вне времени их работы, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации (статьи 405,406,407 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Под сокрытием от таможенного контроля товаров или иных предметов понимаются любые действия, способные затруднить обнаружение таких товаров, либо утаить их подлинные свойства или количество (например, придание одним товарам вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах, используемых для перемещения товаров через таможенную границу, сокрытие предметов контрабанды в полостях человеческого тела т.п.).
6. Под обманным использованием документов или средств таможенной идентификации при контрабанде следует понимать предъявление органам таможенного контроля в качестве оснований или условий для перемещения указанных в статье 188 УК РФ товаров или иных предметов заведомо поддельных либо недействительных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения либо относящихся к другим товарам, а равно использование поддельных таможенных пломб, печатей, маркировки, штампов и иных средств идентификации, указанных в статье 83 Таможенного кодекса Российской Федерации.
С учетом предусмотренных статьей 149 Таможенного кодекса Российской Федерации условий выпуска для свободного обращения ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров, указанные документы должны содержать сведения, необходимые для таможенных целей, то есть, способные повлиять на принятие таможенными органами решения о помещении товаров под определенный таможенный режим, о выпуске товаров до подачи таможенной декларации, о полном или частичном освобождении от необходимости соблюдения обязанностей и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
7. В соответствии со статьей 123 Таможенного кодекса Российской Федерации товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, предусмотренных статьями 183,184, 247, 391 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Недекларирование при контрабанде предполагает умышленное незаявление в таможенной декларации или иным предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации способом декларирования товаров, сведений, необходимых для таможенных целей.
Недостоверное декларирование представляет собой заявление в таможенной декларации или в документе другой установленной формы декларирования заведомо ложных сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров и подлежащих декларированию транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим, исчислении и взимании таможенных платежей.
8. Субъектом контрабанды, совершенной должностным лицом с использованием своего служебного положения, являются должностные лица таможенных органов Российской Федерации, в обязанности которых входит осуществление контрольных функций, таможенного оформления и исполнение иных требований таможенного законодательства. При условии использования своих служебных полномочий для совершения контрабанды к уголовной ответственности по пункту «б» части 3 статьи 188 УК РФ могут быть привлечены другие должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Сил Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
К указанным лицам, в частности, относятся должностные лица, обладающие правом находиться в зонах таможенного и пограничного контроля, осуществлять надзор за перемещением грузов; должностные лица, освобожденные на основании статьи 386 Таможенного кодекса Российской Федерации от определенных форм таможенного контроля, и использующие свое служебное положение для совершения контрабанды.
Руководители коммерческих или иных организаций независимо от формы собственности и иные лица, выполняющие управленческие функции в таких организациях (например, таможенный перевозчик, таможенный брокер), виновные в совершении контрабанды, несут ответственность по части 1 статьи 188 УК РФ при отсутствии других квалифицирующих признаков преступления.
9. Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации по статье 285 УК РФ.
Должностное лицо, использующее свои служебные полномочия для оказания содействия другим лицам в незаконном перемещении через таможенную границу Российской Федерации предметов контрабанды, подлежит ответственности за соучастие в этом преступлении по соответствующим частям статей 33 и 188 УК РФ (в зависимости от вида соучастия и квалифицирующих признаков контрабанды), а также – за совершение соответствующих должностных преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ.
10. По пункту «в» части 3 статьи 188 УК РФ квалифицируется совершение контрабанды с применением любого физического или психического насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль (побои, сопротивление, угрозы и т.п.), с целью принудить его не препятствовать незаконному перемещению товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации
Если при совершении контрабанды в результате применения насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, был причинен тяжкий вред здоровью, либо наступила смерть потерпевшего, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных пунктом «в» части 3 статьи 188 УК РФ и соответствующими статьями главы 16 УК РФ о преступлениях против жизни и здоровья. Контрабанда, сопряженная с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью или умышленным убийством лица, осуществляющего таможенный контроль, влечет ответственность по пункту «в» части 3 статьи 188 и пункту «а» части 2 статьи 111 либо по пункту «б» части 2 статьи 105 УК РФ соответственно.
Вариант второго абзаца пункта №10:
Если при совершении контрабанды в результате применения насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, были нанесены побои или причинен легкий, средней тяжести или тяжкий вред здоровью, либо наступила смерть потерпевшего, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных пунктом «в» части 3 статьи 188 УК РФ и соответствующими статьями главы 16 УК РФ о преступлениях против жизни и здоровья.
11. Контрабанда признается совершенной организованной группой, если она совершена устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (часть 3 статьи 35 УК РФ).
Устойчивость организованной группы предполагает, что её участников объединяет умысел на совместное совершение нескольких преступлений в течение продолжительного времени или на совершение одного преступления, которое требует тщательной длительной подготовки. Об устойчивости организованной группы, в частности, может свидетельствовать стабильность её состава, постоянство используемых способов преступной деятельности, наличие преступной специализации участников группы.
Организованная группа как квалифицирующий признак, предусмотренный частью 4 статьи 188 УК РФ, может характеризоваться также наличием в ее составе организатора (руководителя), координирующего действия участников группы; распределением ролей между ними при подготовке к преступлению и непосредственном осуществлении незаконного перемещения товаров через таможенную границу; наличием заранее разработанного плана преступных действий и т.д.
В тех случаях, когда контрабанда признается совершенной организованной группой, по части 4 статьи 188 УК РФ квалифицируются действия всех соучастников преступления, а не только тех из них, которые непосредственно перемещали товар или иной предмет контрабанды через таможенную границу Российской Федерации (например, действия участников организованной группы, которые приобрели товар за границей с целью его ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, содействовали его незаконному перемещению в пункте таможенного контроля или фальсифицировали документы, представленные при таможенном оформлении товаров).
12. Разновременное совершение двух и более актов контрабанды, ни за одно из которых лицо не было осуждено, признается совокупностью преступлений, при которой виновный несет ответственность за каждое совершенное преступление по соответствующей части этой статьи. В случае совершения контрабанды при нескольких квалифицирующих обстоятельствах, предусмотренных различными частями статьи 188 УК РФ, действия виновных подлежат квалификации лишь по той части этой статьи, по которой предусмотрено более строгое наказание. При этом в описательной части приговора должны быть приведены все квалифицирующие признаки совершенного преступления.
13. Исходя из части 2 статьи 33 УК РФ, лицо, совершившее контрабанду посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, признается исполнителем преступления, предусмотренного статьей 188 УК РФ, и в тех случаях, когда виновный не принимал непосредственного участия в перемещении предметов контрабанды через таможенную границу.
14. В тех случаях, когда лицо наряду с незаконным перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, перечисленных в части 2 статьи 188 УК РФ, совершает преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, действия виновного следует квалифицировать по совокупности преступлений: по статье 188 УК РФ и соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за совершение указанных деяний (в частности, статьям 218, 220, 222, 228, 228-1, 228-2, 234, 355 УК РФ).
При контрабанде наркотических средств и психотропных веществ содеянное подлежит квалификации по части 2 статьи 188 УК РФ независимо от количества указанных средств и веществ, перемещенных через таможенную границу Российской Федерации помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо путем недекларирования или недостоверного декларирования.
Размер, в котором совершается перемещение через таможенную границу предметов контрабанды, перечисленных в части 2 статьи 188 УК РФ, не является обязательным признаком этого состава преступления.
15. При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 188 УК РФ, судам необходимо устанавливать принадлежность незаконно перемещенных товаров или иных предметов к перечисленным в этой статье категориям предметов контрабанды. В приговоре должно содержаться также указание на соответствующую норму федерального закона или иного правового акта, которым установлены нарушенные виновным специальные правила перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу Российской Федерации (например, Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. №1219 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. №51) «О государственном регулировании и контроле транзита через территорию Российской Федерации наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ и веществ, указанных в таблицах I и II Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года»).
Поскольку для отнесения предметов контрабанды к наркотическим средствам, психотропным веществам и их аналогам, к сильнодействующим, ядовитым, отравляющим, взрывчатым, радиоактивным веществам, а также для определения вида указанных средств и веществ, требуются специальные познания, суды при рассмотрении дел данной категории должны располагать соответствующими экспертными заключениями. Если для решения вопроса о том, являются ли предметы контрабанды огнестрельным оружием, взрывными устройствами, боеприпасами, оружием массового поражения, иным вооружением, стратегически важным сырьевым товаром, требуются специальные познания, то по делу также необходимо проведение экспертизы.
16. Под вооружением в части 2 статьи 188 УК РФ следует понимать любые виды продукции военного назначения, в том числе боевую технику, средства связи, навигационные приборы, радиолокационную аппаратуру военного назначения и т.д.
Оружие массового поражения представляет собой ядерное, химическое, бактериологическое и токсинное оружие, применяемое в военных целях для массового уничтожения людей, разрушения боевой техники и сооружений. К средствам его доставки относятся ракеты и беспилотные летальные аппараты, специально предназначенные или приспособленные к доставке оружия массового поражения.
Материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения – это материалы и оборудование, в том числе гражданского назначения, указанные в списках (перечнях), которые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 1999 года № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
17. Под стратегически важными сырьевыми товарами в части 2 статьи 188 УК РФ понимаются товары, ввоз (вывоз) которых на территорию Российской Федерации регулируется государством в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и Федеральным законом «Об экспортном контроле». В приговоре по делам о контрабанде стратегически важных сырьевых товаров должно содержаться указание на правовые нормативные акты, определяющие перечень видов товаров, за экспортом (или импортом) которых устанавливается наблюдение, а также предусматривающие специальный порядок перемещения соответствующих товаров через таможенную границу Российской Федерации.
18. Культурными ценностями, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, являются движимые предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации, указанные в Законе Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», включая культурные ценности, не подлежащие вывозу из Российской Федерации в силу статьи 9 этого Закона.
При рассмотрении дел о контрабанде культурных ценностей судам надлежит учитывать, что основанием для пропуска указанных ценностей через таможенную границу Российской Федерации является свидетельство, выданное по решению федерального органа, который уполномочен осуществлять государственный контроль за ввозом и вывозом (в том числе – временным) культурных ценностей.
Вопрос о принадлежности товаров или иных предметов, незаконно перемещенных через таможенную границу Российской Федерации, к категории культурных ценностей должен разрешаться судом с учетом заключения экспертизы и в соответствии с федеральным законодательством в области охраны объектов культурного наследия и контроля за вывозом из Российской Федерации и ввозом на ее территорию культурных ценностей. Суду также следует принимать во внимание, что заявленные к вывозу, временному вывозу, а также возвращенные после временного вывоза культурные ценности подлежат обязательной экспертизе, которая должна проводиться специалистами музеев, архивов, библиотек, реставрационных и научно-исследовательских организаций и иными специалистами, уполномоченными на осуществление этой деятельности в соответствии с Положением о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей (утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2001 года № 322 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 года №731) и Положением о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года №301).
19. Вариант №1: Указанные в статье 188 УК РФ товары или иные предметы являются предметами контрабанды, путем незаконного ввоза или вывоза которых виновный умышленно нарушает установленный законодательством порядок перемещения этих товаров через таможенную границу Российской Федерации. С учетом этого, указанные в статье 188 УК РФ товары и предметы могут быть отнесены к числу предметов, посредством использования которых лицо достигает преступного результата, то есть, к орудиям преступления.
При вынесении приговора, а также определения или постановления о прекращении уголовного дела суд должен разрешить вопрос о признанных вещественными доказательствами предметах контрабанды в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 81 УПК РФ. Предметы контрабанды, запрещенные к обращению (наркотические средства, психотропные, ядовитые вещества, оружие и т.п.), подлежат передаче в соответствующие учреждения или уничтожаются согласно пункту 2 части 3 статьи 81 УПК РФ.
Принадлежащие виновному транспортные средства, которые использовались для незаконного перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации, подлежат конфискации как орудия преступления.
Споры о принадлежности предметов контрабанды, признанных вещественными доказательствами, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства (пункт 6 части 3 статьи 81 УПК РФ).
Вариант №2:
При вынесении приговора, а также определения или постановления о прекращении уголовного дела суд должен разрешить вопрос о признанных вещественными доказательствами предметах контрабанды в соответствии с частью 3 статьи 81 УПК РФ.
Предметы контрабанды, запрещенные к обращению (наркотические средства, психотропные вещества, оружие и т.п.), подлежат передаче в соответствующие учреждения или уничтожаются согласно пункту 2 части 3 статьи 81 УПК РФ. Остальные предметы контрабанды передаются их законным владельцам, а при неустановлении последних должны быть обращены в собственность государства. Споры о принадлежности предметов контрабанды, признанных вещественными доказательствами, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства (пункт 6 части 3 статьи 81 УПК РФ).
Принадлежащие виновному транспортные средства, которые использовались для незаконного перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации, подлежат конфискации как орудия преступления.
20. Если предметы контрабанды, подлежащие конфискации, были реализованы виновным, суд должен решить вопрос о взыскании с осужденного их стоимости в доход государства. Разрешая вопрос о признанных вещественными доказательствами предметах контрабанды, суду необходимо принимать во внимание положения части 1 статьи 15 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которой никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Российской Федерации. Исходя из этого, сделки, которые вопреки указанной статье заключены с товарами или иными предметами, не выпущенными для свободного обращения таможенными органами, не соответствуют требованиям закона.
21. Стоимость товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, определяется, исходя цен, регулируемых государством, а при их отсутствии – из рыночных цен либо c учетом цены сделки, совершенной с указанными товарами (например, цены, предусмотренной договором купли-продажи товара, впоследствии незаконно ввезенного на территорию Российской Федерации).
Разрешая вопрос о виновности лица в контрабанде валютных ценностей судам следует иметь в виду, что Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», определяется сумма наличной иностранной валюты, в пределах которой единовременно вывозимая из Российской Федерации иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу. Исходя из положений части 3 статьи 15 указанного Федерального закона, при единовременном вывозе иностранной валюты в сумме, превышающей установленные пределы, вывозимая из Российской Федерации наличная иностранная валюта подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой валюты.
В связи с этим при определении размера незаконно вывезенных лицом из Российской Федерации валютных ценностей судам надлежит учитывать всю сумму наличной иностранной валюты, подлежащей декларированию таможенному органу в случае её единовременного вывоза.
22. Неуплата (полностью или частично) таможенных платежей в результате умышленного перемещения через таможенную границу Российской Федерации указанных в статье 188 УК РФ товаров или иных предметов, совершенного помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, не охватывается составом контрабанды и квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 188 и 194 УК РФ.
Не образуют состава контрабанды и подлежат квалификации только по статье 194 УК РФ действия, направленные на уклонение от уплаты таможенных платежей, совершенные после перемещения этих товаров через таможенную границу Российской Федерации и предъявления в установленном порядке для таможенного контроля пограничной таможне (например, использование ввезенных товаров на таможенной территории Российской Федерации вопреки условиям помещения этих товаров под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин либо возврат уплаченных сумм).
23. В тех случаях, когда контрабанда путем незаконного ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации совершается в целях последующего сбыта ввезенных товаров, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных статьями 188 и 238 УК РФ.
В частности, признаются некачественными, опасными и не подлежащими свободному обороту (в том числе, импорту, перевозке и хранению) фальсифицированные и иные пищевые продукты, материалы и изделия, перечисленные в статье 3 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 года №29-ФЗ. Следовательно, контрабанда указанных продуктов и изделий иностранного производства в целях их последующей реализации на территории Российской Федерации влечет уголовную ответственность по соответствующим частям статей 188 и 238 УК РФ.
24. От контрабанды, состоящей в незаконном перемещении (ввозе или вывозе) культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации, следует отличать невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.
По смыслу статьи 5 Закона Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» допускается временный вывоз культурных ценностей, то есть, перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу Российской Федерации указанных ценностей, находящихся на территории Российской Федерации, с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок. Неисполнение обязанности возвратить на территорию Российской Федерации культурные ценности, составляющие художественное, историческое и археологическое достояние народов Российской Федерации и зарубежных стран, которые были временно на законном основании вывезены за её пределы, образует объективную строну преступления, предусмотренного статьей 190 УК РФ.
25. В отличие от контрабанды субъектом преступления, предусмотренного статьей 189 УК РФ, может являться только лицо, наделенное в соответствии с федеральным законодательством правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность в сфере военно-технического сотрудничества. Если незаконный экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, совершаются помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжены с недекларированием или недостоверным декларированием, содеянное квалифицируется по части 2 статьи 188 УК РФ.
Судам следует учитывать, что незаконным являются экспорт или передача перечисленных в статье 189 УК РФ предметов преступления, совершенные с нарушением Федерального закона «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» от 19 июля 1998 г. №114-ФЗ и нормативных правовых актов по вопросам, связанным с разработкой, производством, ввозом и вывозом продукции военного назначения, а также с лицензированием этой деятельности.
Обратить внимание судов на то, что не могут рассматриваться в качестве предмета контрабанды научно-техническая информация на материальных носителях, изобретения, полезные модели и промышленные образцы, другие результаты интеллектуальной деятельности военного, военно-технического назначения, а также экспортируемые работы (услуги) в области военно-технического сотрудничества. В таких случаях незаконный экспорт или передача документов, иной информации, работ или услуг должны квалифицироваться по статье 189 УК РФ.
Вариант: исключить 3-й абзац пункта №26 и причислить результаты интеллектуальной деятельности к иным предметам контрабанды, указанным в 3-м абзаце пункта №1 проекта.
26. Признать не действующим на территории Российской Федерации постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 февраля 1978 г. № 2 «О судебной практике по делам о контрабанде».
Российской Федерации
В.М. Лебедев
Секретарь Пленума, судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.В. Демидов
Похожие статьи:
Статьи → Экономическая контрабанда - атавизм
--Корневой раздел-- → Постановление о прекращении УД - контрабанда
Статьи → Постановление Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 N 15-П