Научная статья - жалобы на решения таможенных органов
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации выступил с инициативой создания Федеральной административной службы, которая занималась бы разрешением споров, вытекающих из публично-правовых отношений в досудебном порядке. По мнению И.В. Пановой, задачами административной (внесудебной и досудебной) процедуры рассмотрения административных дел должны являться:
· создание эффективного (объективного, бесплатного, оперативного) механизма защиты прав и законных интересов невластного субъекта с сокращением затрат (экономических, юридических, психологических);
· повышение авторитета исполнительных органов публичной власти, профессионализма и оперативности при рассмотрении административных дел (понижение уровня бюрократии и коррупции);
· разгрузка судов и освобождение от несвойственных им функций административно-юрисдикционного органа;
• создание правовой базы для административной процедуры внесудебного и досудебного рассмотрения административных дел[1].
Можно выделить критерии для классификации специфики административных правоотношений, возникающих в механизме реализации института права жалобы. В научной литературе предлагаются различные критерии для классификации административных правоотношений. Учитывая общетеоретические наработки по проблеме классификации административных правоотношений, нас интересуют те классификации административных правоотношений, которые могут касаться проблемы реализации института права жалобы в административной деятельности таможенных органов.
В.Н. Лапшин дифференцирует административные правоотношения на юрисдикционные, контрольно-надзорные, связанные с обеспечением разрешительной системы, охраной собственности, обеспечением безопасности дорожного движения, и др.[2] Г.И. Петров дает развернутую классификацию административных правоотношений, в частности, классифицирует административные правоотношения по их конкретному социальному содержанию, характеру, занимаемому месту в их системе, по территории их распространения, времени их деятельности, соотношению прав и обязанностей, по характеру порождающих их фактов[3].
Данную классификацию можно признать классической в научной литературе по административному праву. А.П. Коренев классифицирует административные правоотношения в зависимости от соотношения прав и обязанностей их участников; по содержанию административные правоотношения дифференцируются А.П. Кореневым на материальные и процессуальные, по характеру порождающих их юридических фактов – на охранительные и регулятивные; по способу защиты административные правоотношения подразделяются на защищаемые в судебном порядке и защищаемые в административном порядке[4].
Данная классификация вполне приемлема для изучения административных правоотношений, складывающихся в связи с реализацией института права жалобы в административной деятельности таможенных органов Российской Федерации. Довольно часто отношения, связанные с реализацией института права жалобы, возникают из-за нарушений процедур таможенного контроля. Таможенно-контрольные отношения носят вертикальный характер, это отношения власти-подчинения. Таможенный контроль в системе таможенно-административных процедур представляет собой совокупность производств контрольно-надзорного типа, включающих меры принудительно-пресекательного характера, которые осуществляются таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу[5].
М.В. Завершинская при классификации таможенных правоотношений выделяет следующие критерии: отраслевое регулирование, характер деятельности таможенных органов, количество субъектов, степень приближенности сторон к факту перемещения товаров и транспортных средств, характер правовых норм, продолжительность действия правоотношения, вид субъекта, вид объекта, способ перемещения товаров через таможенную границу, уровень правового регулирования. К таможенным правоотношениям административно-правового характера М.В. Завершинская относит отношения по управлению системой таможенных органов, внутриорганизационные отношения; отношения, связанные с применением административного принуждения, а также отношения по обжалованию незаконных действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов[6].
В.А. Бочков, исследуя понятие и виды таможенных отношений, отмечает, что данные отношения разнообразны и их можно классифицировать по различным критериям. Так, таможенные отношения могут быть подразделены в зависимости от правоотраслевого регулирования, структуры и системы таможенного права, характера деятельности таможенных органов, количества субъектов, степени приближенности сторон к факту перемещения товаров и транспортных средств, характера правовых норм, продолжительности действия, вида субъекта, вида объекта, способа перемещения товаров через таможенную границу, уровня правового регулирования[7].
В.Д. Сорокин предложил свою концепцию административно-процессуальных отношений[8]. Административно-процессуальные отношения, по мнению В.Д. Сорокина, – это такие урегулированные правом отношения, которые складываются по поводу разрешения индивидуальных конкретных дел в сфере государственного управления исполнительными органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в предусмотренных законом случаях иными государственными органами. В.Д. Сорокин классифицирует административные правоотношения по следующим основаниям: по содержанию, по видам административного производства, по отраслевой принадлежности корреспондирующих материальных правоотношений, по соотношению прав и обязанностей их участников[9].
Административно-процессуальные отношения, как показало исследование, играют важную роль в механизме реализации института права жалобы в административной деятельности таможенных органов. Данные правоотношения проявляют себя при разрешении таможенных споров. Н.Г. Салищева отмечает, что административно-процессуальные отношения, складывающиеся в ходе юрисдикционной деятельности и представляющие ее необходимый элемент, служат, таким образом, средством осуществления материальных и процессуальных прав гражданина. Кроме того, административно-процессуальные отношения – обязательная форма юрисдикционной деятельности[10].
Заслуживает внимания классификация административных правоотношений, предложенная С.Б. Абулгазиным, который классифицирует административные правоотношения в сфере общественного порядка по содержанию, специфике правовой регламентации, соотношению прав и обязанностей участников административных правоотношений, по формам реализации административно-правовых норм посредством административных правоотношений, по характеру фактов, порождающих административные правоотношения, по формам защиты административных правоотношений[11].
В.А. Бочков отмечает, что существует мнение о существовании трех групп таможенных отношений:
· оформительские – отношения, регулирующие деятельность по таможенному оформлению товаров;
· административные – возникающие между таможенным органом и субъектами внешнеэкономической деятельности;
• таможенно-контрольные отношения – регулирующие деятельность по контролю над прохождением товаров[12].
К данной группе отношений можно добавить таможенно-защитные отношения.
В механизме реализации института права жалобы в административной деятельности органов Российской Федерации возникают общественные отношения, которые можно классифицировать на ряд групп. По содержанию данные отношения могут быть административно-процессуальными и материальными, по соотношению прав и обязанностей – вертикальными и горизонтальными, по характеру порождающих юридических фактов – порождаемыми позитивными действиями и порождаемыми в связи с совершением правонарушения. Кроме того, административные правоотношения, возникающие в связи с реализацией института права жалобы, могут быть дифференцированы по способу защиты.
Административные правоотношения материального характера, возникающие в механизме реализации института права жалобы в административной деятельности таможенных органов, регламентируются материальными нормами административного права. Административно-процессуальные отношения, возникающие в механизме реализации института права жалобы в административной деятельности таможенных органов, регламентируются процессуальными нормами административного права.
[1] См.: Панова И.В. Административное судопроизводство и процедура внесудебного, досудебного рассмотрения административных дел // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2007. № 4. С. 4.
[2] См.: Лапшин В.Н. Указ. соч. С. 45.
[3] См.: Петров Г.И. Советские административно-правовые отношения. Л., 1972. С. 96–106.
[4] См.: Коренев А.П. Указ. соч. С. 56.
[5] См.: Новиков А.Б. Таможенный контроль в системе административных процедур таможенного дела // Законодательство и экономика. 2005. № 12. С. 65.
[6] См.: Завершинская М.В. Указ. соч. С. 7.
[7] См.: Бочков В.А. Понятие и виды таможенных правоотношений // Право и современность. Сборник научно-практических статей. Саратов, 2007. С. 208.
[8] См.: Сорокин В.Д. Советское административно-процессуальное право. Л., 1976. С. 16.
[9] См.: Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. СПб., 2004. С. 152, 158.
[10] См.: Салищева Н.Г. Гражданин и административная юрисдикция в СССР. М., 1970. С. 29.
[11] См.: Абулгазин С.Б. Административно-правовые отношения в деятельности милиции по охране общественного порядка: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 1982. С. 71.
Похожие статьи:
Новости → Мораторий на заморозку экспортной пошлины на лес отменят
Статьи → Адвокат по таможенным спорам
Статьи → Основания по которым невозможно переквалифицировать контрабанду на ст. 194 УК РФ
--Корневой раздел-- → Основания для отказа возврата излишне уплаченных таможенных платежей
--Корневой раздел-- → АДВОКАТ - АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ЖАЛОБАМ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ