Изменения в уголовном законодательстве о контрабанде
08.12.2011 года вступил в силу Федеральный закон №420 от 07.12.2011 N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ". Среди прочего, указанным федеральным законом внесены серьезные изменения в нормативное регулирование ответственности за контрабанду. Я неоднократно писал о необходимости отмены статьи 188 УК РФ в части установления уголовной ответственности за так называемую «товарную» контрабанду. Наличие подобной нормы давно не соответствовало существующим реалиям. Статья 188 УК РФ неоднократно была признана Конституционным судом РФ не соответствующей основному закону государства, проблемы правоприменения возникали достаточно часто. Возникало множество сложностей при разграничении смежных составов «контрабанда» и «уклонение от уплаты таможенных платежей».
Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей
В существовавшей практике, почти всегда состав контрабанды поглощал состав уклонения от уплаты таможенных платежей, в связи с тем, что ответственность по ч.1 ст.188 УК РФ значительно выше, чем по ч.1 ст.194 УК РФ. Однако, если брать во внимание специфику таможенных правоотношений, в большинстве случаев так называемые «таможенные» преступления совершались организованной группой лиц. При этом, при доказанности указанного квалифицирующего признака максимальная ответственность по статье 188 УК РФ на 7 лет превышала ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей. В этой связи, сложилась ситуация, при которой конкурировали две специальные нормы, при этом предпочтение отдавалось в пользу той, которая устанавливает более строгое наказание.
Изменения в нормативном регулировании в части ответственности за контрабанду
Федеральным законом №420-ФЗ внесены достаточно серьезные изменения в части так называемых «таможенных» преступлений. Глава 24 «Преступления против общественной безопасности» дополнена статьей 226.1 «Контрабанда», которая предусматривает уголовную ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС предметов, изъятых из гражданского оборота или в отношении которых установлены специальные правила перемещения, как то: взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные ядерные материалы, оружие, а также стратегически важные товары, ресурсы, культурные ценности.
Статья 194 УК РФ дополнена новыми частями, предусматривающими ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей при наличии таких квалифицирующих признаков, как совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения, с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, и организованной группой».
Это в первую очередь связано с основным положением закона. В соответствии с пунктом 107 ст. 1 указанного закона ст.188 УК РФ была признана утратившей силу. Возникла необходимость в усилении уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей.
В статью 194 УК РФ введен новый квалифицирующий признак – совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения», и признак совершение преступления с «применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль». Указанные новации представляются сомнительными.
Глава 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» дополнена статьей 229.1, устанавливающей ответственность за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ и инструментов, используемых для их изготовления. Указанная норма была закреплена в ч. 2 статьи 188 УК РФ и гармонично вписалась в более соответствующий раздел.
Бланкетная норма – уклонение от уплаты таможенных платежей
В первую очередь необходимо отметить, что не только силу Федеральный закон №420 от 07.12.2011 N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" внес серьезные изменения в нормативное регулирование вопросов, имеющих отношение к понятию контрабанда. Прежде всего изменилось таможенное законодательство. Так, согласно положений ст. 81 Таможенного кодекса таможенного союза обязанность по уплате ввозных, вывозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает соответственно при ввозе, вывозе на таможенную территорию. Сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в случае незаконного перемещения, является день пересечения товарами таможенной границы. А если этот день не установлен, - день выявления факта незаконного перемещения.
Наравне с этим, ч. 2 ст. 81 Таможенного кодекса таможенного союза накладывает солидарную обязанность на лиц, незаконно перемещающих товары, лиц участвующих в незаконном перемещении при условии, что они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения.
Обязанность уплаты таможенных платежей также возникает у лиц, которые приобрели в собственность или во владении которых имеются ввезенные незаконно товары, при условии, если в день приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.
Указанное положение серьезным образом изменяет подход к субъектному составу лиц, которых возможно привлечь за умышленное уклонение от уплаты таможенных платежей.
Похожие статьи:
--Корневой раздел-- → Защита по уголовным делам об уклонении от уплаты таможенных платежей
Статьи → Экономическая контрабанда - атавизм
--Корневой раздел-- → Уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере
--Корневой раздел-- → Защита по уголовным делам об уклонении от уплаты таможенных платежей
Статьи → Московский областной суд оставил в силе постановление о прекращении дела